АДМИНИСТРАЦИЯ
муниципального образования
«Вистинское сельское поселение»
муниципального образования
«Кингисеппский муниципальный район»
Ленинградской области
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 августа 2017 года № 171
Об утверждении паспорта безопасности территории муниципального образования «Вистинское сельское поселение» муниципального образования «Кингисеппского муниципального района» Ленинградской области |
В соответствии с приказом МЧС России от 25 октября 2004 года № 484 «Об утверждении типового паспорта безопасности территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Указом Президента РФ от 11.07.2004 г. № 868 «Вопросы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», администрация МО Вистинское сельское поселение ПОСТАНОВЛЯЕТ:
Глава администрации М. Е. Мельникова
Приложение № 1
Утверждено
Постановлением
администрации МО
«Вистинское сельское
поселение»
от 18.08.2017 № 171
Паспорт безопасности территории
муниципального образования Вистинское сельское поселение
муниципального образования Кингисеппского муниципального района Ленинградской области
Ленинградская область
2017 год
Паспорт безопасности территории МО Вистинское сельское поселение (далее по тексту – поселение) разработан для решения следующих задач:
В качестве исходных данных при выполнении работы была использована информация, предоставленная администрацией поселения.
МО Вистинское сельское поселение – муниципальное образование в составе Кингисеппского муниципального района Ленинградской области с административным центром в дер. Вистино.
Вистинское сельское поселение (далее МО) расположено в западной части Ленинградской области.
На востоке граничит с МО «Нежновское сельское поселение»,
на юге – МО «Котельское сельское поселение»,
на западе – Финский залив,
на севере - г. Сосновый Бор.
Северо-западную часть МО на протяжении 30 км омывают воды Финского залива.
Территория МО «Вистинское сельское поселение» составляет 23700 тыс. кв. км.
Территория МО «Вистинское сельское поселение» включает в себя 19 населенных пунктов с населением на 01.10.2015 года 1719 человека. В летний период население возрастает за счет владельцев дачных участков до 7000 человек. Общая площадь 1149,13 га, в черте населенных пунктов 618,66 га, за чертой 530,47 га. Общее количество зем. участков – 1776 участков, площадью 312.21 га.; в аренде – 45.17 га, в собственности – 207,72 га, в пользовании -59,32 га.
Основная часть Вистинского сельского поселения находится в пограничной полосе.
В состав МО «Вистинское сельское поселение» входят 19 населенных пунктов:
№ п/п |
Наименование населенного пункта |
1 |
Вистино |
2 |
Валяницы |
3 |
Глинки |
4 |
Горки |
5 |
Дубки |
6 |
Залесье |
7 |
Косколово |
8 |
Кошкино |
9 |
Красная Горка |
10 |
Логи д. |
11 |
Логи пос. |
12 |
Мишино |
13 |
Новое Гарколово |
14 |
Пахомовка |
15 |
Ручьи |
16 |
Слободка |
17 |
Сменково |
18 |
Старое Гарколово |
19 |
Югантово |
Численность населения в поселении на 01.01.2017 года составила 1774 человек.
Расстояние от административного центра поселения до районного центра – 75 км.
ЗАДАЧИ И ЦЕЛИ ОЦЕНКИ РИСКА
Анализ риска чрезвычайных ситуаций на территории поселения, как ожидаемая величина материального ущерба и людских потерь является той мерой, которая наиболее адекватным образом отражает природу безопасности населения на территории поселения и обусловлено:
В задачи оценки риска входит следующее:
Основными задачами этапа оценки риска являются:
В общем случае всякая потенциальная опасность характеризуется двумя составляющими величинами – вероятностью возникновения чрезвычайной ситуации и величиной возможного материального, экономического, экологического или социального ущерба.
Результаты анализа оценки риска в паспорте безопасности МО «Вистинское сельское поселение» позволяют решать задачи рационального подхода к обоснованию защищенности территории от природных и техногенных катастроф исходя из сопоставления выявленных потенциальных опасностей с требованиями нормативных документов, регламентирующих уровни безопасности, а также другие задачи.
Вначале представим характеристику природных условий территории, которая заключается в исследовании поселения, с точки зрения устройства:
Климатические условия.
Климат поселения является переходным от морского к континентальному. Характеризуется продолжительной мягкой зимой и коротким прохладным летом. Отличительной чертой является поступление в течение года воздушных масс из Атлантики.
Гидрологические условия.
Речная сеть поселения относится к бассейну Балтийского моря и представлена Финским заливом, р. Белая, ручьями и пониженными местами.
Река Белая является источником водоснабжения МО «Вистинское сельское поселение».
Растительность.
Поселение располагается в лесной зоне, в месте ее перехода в подзону смешанных лесов. Растительный покров, существовавший до оледенения и в межледниковое время, был полностью уничтожен льдами. С отсутствием ледника растительность появилась вновь. Сначала в условиях холодного климата возникла тундровая растительность. Позднее, когда климат потеплел, распространились леса, первоначально еловые затем мелколиственные (береза, осина, серая ольха).
Растительный покров относится к подзоне смешанных лесов. Луга занимают небольшие площади.
Таким образом, на территории поселения возможно возникновение следующих природных чрезвычайных ситуаций связанных с сильным ветром, снежными заносами, гололёдными явлениями, выпадением большого количества осадков в виде дождя, града, а также возможны явления засухи.
Биолого-социальные опасности связаны в основном с возможными поражениями леса от вредителей и болезней, и возможностью проявления большой активности бешенства среди диких (лисы) и домашних животных (кошки, собаки).
ВОЗМОЖНЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ТЕХНОГЕННОГО И ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА НА ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ
Основные результаты анализа возможных последствий воздействия чрезвычайных ситуаций техногенного характера:
Наиболее древним техногенным бедствием для людей являются пожары. Пожары зданий и сооружений производственного, жилого, социально-бытового и культурного назначения - остаются самым распространенным бедствием. Порой они являются причиной гибели значительного числа людей и больших материальных ущербов.
Ветхость систем жизнеобеспечения стала фактором постоянной потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций на объектах жилищно-коммунального назначения.
ОСНОВНЫЕ ОПАСНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ ПОСЕЛЕНИЯ
В качестве наиболее чрезвычайных ситуаций в мирное время рассматриваются ЧС техногенного характера и ЧС, вызываемые опасными природными процессами.
1. Опасности чрезвычайных ситуаций техногенного характера рассматриваются в следующих явлениях:
1.2. Основные результаты анализа, возможных последствий воздействия чрезвычайных ситуаций природного характера.
1.2.1. Классификация опасных природных явлений.
Источниками природной опасности на рассматриваемой территории являются части литосферы, гидросферы или атмосферы, в которых протекают различные природные процессы и возможно возникновение опасных природных явлений, т. е. природных явлений с уровнями воздействий, оказывающими негативное влияние на жизнедеятельность людей и состояние объектов техносферы. Природное явление - это результат протекания природных процессов. Число видов опасных природных явлений, с одной стороны снижается по мере приспособления к ним технологий природопользования, повышения защищенности людей от действия неблагоприятных факторов, а с другом стороны, увеличивается в результате антропогенного воздействия на природную среду, по мере усложнения хозяйства, появления значимых для жизнедеятельности человека индустриальных технологий, являющихся более уязвимыми к помехам.
В качестве наиболее опасных природных процессов, характерных для данного поселения, способными стать источниками ЧС, являются:
По виду природные явления классифицируются на:
1.2.3. Инженерная подготовка территории.
Сооружения и мероприятия для защиты от подтопления.
При необходимости инженерной защиты от подтопления следует предусматривать комплекс мероприятий, обеспечивающих предотвращение подтопления территорий и отдельных объектов в зависимости от требований строительства, функционального использования и особенностей эксплуатации, охраны окружающей среды и/или устранения отрицательных воздействий подтопления.
Защита от подтопления должна включать в себя:
Локальная система инженерной защиты, направленная на защиту отдельных зданий и сооружений, включает в себя дренажи, противофильтрационные завесы и экраны.
Территориальная система, обеспечивающая общую защиту застроенной территории (участка), включает в себя перехватывающие дренажи, противофильтрационные завесы, вертикальную планировку территории с организацией поверхностного стока, прочистку открытых водотоков и других элементов естественного дренирования, дождевую канализацию и регулирование режима водных объектов.
На территории населенных пунктов с высоким стоянием грунтовых вод, на заболоченных участках следует предусматривать понижение уровня грунтовых вод в зоне капитальной застройки путем устройства закрытых дренажей. На территории усадебной застройки населенных пунктов и на территориях стадионов, парков и других озелененных территорий общего пользования допускается открытая осушительная сеть.
Указанные мероприятия должны обеспечивать понижение уровня грунтовых вод на территории: капитальной застройки - не менее 2 м от проектной отметки поверхности: стадионов, парков, скверов и других зеленых насаждений - не менее 1 м.
Система инженерной защиты от подтопления является территориально единой, объединяющей все локальные системы отдельных участков и объектов.
Сооружения и мероприятия для защиты от затопления.
В качестве основных средств инженерной защиты от затопления кроме обвалования, искусственного повышения поверхности территории следует предусматривать руслорегулирующие сооружения и сооружения по регулированию и отводу поверхностного стока, дренажные системы и другие сооружения инженерной защиты.
В состав проекта инженерной защиты территории следует включать организационно-технические мероприятия, предусматривающие пропуск весеннего половодья и дождевых паводков.
Инженерная защита осваиваемых территорий должна предусматривать образование единой системы территориальных и локальных сооружений и мероприятий.
При устройстве инженерной защиты от затопления следует определять целесообразность и возможность одновременного использования сооружений, систем инженерной защиты, в целях улучшения водообеспечения и водоснабжения, эксплуатации промышленных и коммунальных объектов, а также в интересах энергетики, транспорта, сельского, лесного, рыбного и охотничьего хозяйств, мелиорации, рекреации и охраны природы, предусматривая в проектах возможность создания вариантов сооружений инженерной защиты многофункционального назначения.
1.3. Оповещение в случае чрезвычайной ситуации.
Одним из главных мероприятий по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является его своевременное оповещение и информирование о возникновении или угрозе возникновения какой-либо опасности.
При любом характере опасности, порядок оповещения населения предусматривает включение электрических сирен, прерывистый (завывающий) звук которых означает единый сигнал опасности «Внимание всем!». Услышав этот звук (сигнал), люди должны немедленно включить имеющиеся у них средства приема речевой информации - радиоточки, радиоприемники и телевизоры, чтобы прослушать информационные сообщения о характере и масштабах угрозы, а также рекомендации наиболее рационального способа своего поведения в создавшихся условиях.
Сигналы оповещения передаются вне всякой очереди по автоматизированной системе централизованного оповещения, радио и проводным каналам Министерств и ведомств, сетям телевидения и радиовещания.
В состав системы оповещения включены стойки централизованного вызова, электрические сирены РАСЦО с дистанционным управлением, радиотрансляционные узлы с включением в них радиоточек, УКВ (радиовещательных) станций, передатчиков звукового сопровождения телевидения.
Оповещение населения осуществляется:
Организация оповещения сельских жителей, не включенных в систему централизованного оповещения, осуществляется патрульными машинами ОВД, оборудованными громкоговорящими устройствами, выделяемыми по плану взаимодействия.
Для приема речевой информации у сотрудников ГИБДД устанавливается радиоприемник эфирного вещания (иной радиоприемник, если объект будет абонентом радиотрансляционной сети проводного вещания, либо телевизионный приемник).
Оповещение участников движения производится сотрудниками ГИБДД, либо через радиоприемники, находящиеся в автомашинах участников дорожного движения.
Управление мероприятиями гражданской обороны организовано по местному, междугородным телефонно-телеграфным каналам связи с последующим переходом на прямые связи, радиосетях ГУ МЧС России по Ленинградской области.
1.4. Проведение аварийно – спасательных работ.
Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в зонах ЧС планируется проводить с целью срочного оказания помощи населению, которое подверглось непосредственному или косвенному воздействию разрушительных и вредоносных сил природы, техногенных аварий и катастроф, а также для ограничения масштабов, локализации или ликвидации возникших при этом ЧС.
Комплексом аварийно-спасательных работ необходимо обеспечить поиск и удаление людей за пределы зон действия опасных и вредных для их жизни и здоровья факторов, оказание неотложной медицинской помощи пострадавшим и их эвакуацию в лечебные учреждения, создание для спасенных необходимых условий физиологически нормального существования человеческого организма.
Применение комплекса мероприятий по защите населения в ЧС в рамках РСЧС обеспечивается:
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 14, п. п. 24, 25, к вопросам местного значения поселения относятся:
1.5. Противопожарные мероприятия на территории поселения.
На территории поселения пожарную опасность представляет, как горение населенных пунктов, так и травяного покрова.
Лесная растительность состоит из хвойных и смешанных лесов. В возрастной структуре лесов преобладают средневозрастные насаждения.
На территории Кингисеппского муниципального района пожаротушение осуществляется при помощи сил и средств подразделений пожарной охраны.
В соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», ст. 76 о требованиях пожарной безопасности по размещению подразделений пожарной охраны в поселениях и городских округах:
При расчетах времени в пути пожарного подразделения берется скорость движения автомобиля равная 45 км/ч. Время прибытия первого подразделения в населенные пункты, расположенные на расстоянии более 15 км будет больше 20 мин. Для таких населенных пунктов следует рассмотреть возможность строительства пожарной части.
Также рекомендуется предусмотреть комплектование первичных средств пожаротушения, применяемых до прибытия пожарного расчета.
В соответствии с Федеральным законом от 06.03.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 14, п. 9, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, относится к вопросам местного значения поселения.
В соответствии с Федеральным законом от 22.07.2015г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», ст. 63 первичные меры пожарной безопасности должны включать в себя:
1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;
2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;
3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;
4) разработку плана привлечения сил и средств, для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования, и контроль за его выполнением;
5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия;
6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;
7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре;
8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний;
9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.
1.6. Лечебно-эвакуационное обеспечение.
Лечебно-эвакуационное обеспечение населения в чрезвычайных ситуациях (ЛЭО в ЧС) - часть системы медицинского обеспечения, представляющая собой комплекс своевременных, последовательно проводимых мероприятий по оказанию экстренной медицинской помощи (ЭМП) пораженным в зонах ЧС в сочетании с эвакуацией их в лечебные учреждения для последующего лечения.
Практическая реализация лечебно-эвакуационных мероприятий достигается:
В случае чрезвычайной ситуации на территории сельского поселения, медицинская помощь населению оказывается в учреждениях здравоохранения. На территории поселения расположена сельская врачебная амбулатория (дер. Вистино) Скорая медицинская помощь вызывается из г. Кингисепп, расположенного в 75 км.
ОГРАНИЧЕНИЕ НА РАЗМЕЩЕНИЕ НОВЫХ ОБЪЕКТОВ
Создание новых и преобразование существующих систем расселения должно проводиться с учетом существующей техногенной опасности, природно-климатических условий, а также особенностей сложившихся сети населенных мест.
Согласно, Федерального закона от 22.07.2015г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», ст.93 величина индивидуального пожарного риска в результате воздействия опасных факторов пожара на производственных объектах для людей, находящихся в селитебной зоне вблизи объектов, не должна превышать 1,0*10-8 в год.
При формировании систем населенных мест необходимо обеспечить снижение пожарной опасности застроек и улучшение санитарно-гигиенических условий проживания населения. Пожароопасные и взрывоопасные объекты необходимо выносить за пределы населенных пунктов. При размещении и формировании населенных пунктов и систем населенных мест надо также учитывать размещение уже существующих подобных объектов.
Животноводческие предприятия, склады по хранению ядохимикатов, биопрепаратов, удобрений, пожароопасные и взрывоопасные склады и производства, очистные сооружения располагаются с подветренной стороны по отношению к населенной территории.
Территории сельских поселений, курортные зоны и места массового отдыха размещаются выше по течению водотоков и водоемов относительно выпусков производственных и хозяйственно-бытовых вод.
Рациональное и безопасное размещение объектов производственной и социальной сфер является мощным рычагом, в значительной степени позволяющим влиять на экономическую составляющую проблемы противодействия чрезвычайным ситуациям. Это происходит потому, что рациональное размещение является одним из основных методов снижения возможного ущерба от чрезвычайных ситуаций, а также способом предотвратить некоторые чрезвычайные ситуации.
Действительно, рационально размещенный объект фактически частично или полностью выводится из зоны действия поражающих факторов потенциального источника чрезвычайной ситуации. В случае реального возникновения бедствия ему или совсем не наносится ущерб, или этот ущерб и вообще последствия воздействия бывают столь незначительными, что чрезвычайная ситуация не возникает.
Таким образом, проведенное заблаговременно мероприятие по рациональному размещению оказывается экономически эффективным. Эта эффективность могла бы быть оценена величиной предотвращенного ущерба. Чаще всего этот гипотетический предотвращенный ущерб оценивают при принятии решения на выбор места размещения - новое строительство, при обосновании переноса объекта в более безопасное место и в других случаях, предшествующих практическим мерам.
Другая составляющая рационального безопасного размещения объектов - необходимость минимизации затрат на проведение мер по размещению.
Таким образом, рациональное размещение объектов экономики и социальной сферы с точки зрения их природной и техногенной безопасности, являясь важной мерой предупреждения чрезвычайных ситуаций, одновременно выполняет роль механизма, снижающего потенциальные ущербы и в определенной степени страхующего от затрат на восстановление и перенос объектов.
Территория МО «Вистинское сельское поселение» ограниченно благоприятна для строительства, в связи с развитием экзогенных геологических процессов. Освоение ограниченно благоприятных территорий потребует проведения мероприятий по инженерной подготовке (вертикальная планировка, понижение уровня грунтовых вод, защита от затопления и др.), а также инженерно-геологических изысканий для выявления участков распространения карста и территорий с просадочными грунтами.